https://winterfilm.ru/wp-content/uploads/2019/01/blogheader-29.jpg

Как работает операторская группа

Операторский департамент — это большой коллектив технических профессионалов, отвечающих за визуальную составляющую кино, сопровождение операторской техники и сохранение отснятого материала.

Оператор-постановщик

В обязанности оператора-постановщика входит создание изобразительного решения фильма — продумывание раскадровки вместе с режиссером, цветового решения вместе с художником-постановщиком и светового решения вместе с гафером. Вся эта творческая группа совместно подбирает локации для будущих съемок фильма — интерьеры (если съемки проходят в помещении) и экстерьеры (в случае съемок, проходящих на улице). Оператор является начальником всей группы, куда входят фокус-пуллер, гафер, механики, осветители, дольщики. Также именно он составляет список необходимой техники для проведения съемок.

Фокус-пуллер

На площадке фокус-пуллера называют фокусником. В кино никто не пользуется автоматическим фокусом, и то, «куда бросать фокус», является таким же художественным решением, как и выбор света для сцены. На площадке фокус-пуллер, или ассистент по фокусу, занимается тем, что выполняет фокусировку объектива камеры во время съемки.
Иногда фокусник заранее измеряет рулеткой дистанцию от объектива камеры до актера в кадре, а опытный специалист определяет это расстояние на глаз. Во время репетиции фокус-пуллер тренируется попадать в фокус, запоминая, как движутся камера и актер.

Механик камеры

Для каждого нового кино оператор подбирает новую модель камеры в зависимости от задач проекта. Скажем, нужна легкая камера, потому что у вас в фильме много ручной съемки. Или у камеры должна быть высокая светочувствительность (ISO — чувствительность матрицы камеры к количеству получаемого ею света, чем выше показатель ISO, тем выше светочувствительность, а значит, камера может снимать слабоосвещенные объекты). Оператор-постановщик отвечает за изображение — композицию кадра, то, каким будет движение камеры, если оно будет, и т. д. Но у каждой камеры свои настройки и свои особенности, которые не обязан помнить оператор, для этого у него есть механик. Механик отвечает за техническое обслуживание камеры — установку параметров камеры, замену оптики.

Гафер

Гафер, или художник по свету, — это человек, который вместе с оператором-постановщиком придумывает световые схемы кадров. Вместе с оператором гафер старается через свет передать то или иное настроение и атмосферу сцены: будет это холодный свет или теплый, цветной или естественный. Иногда оператор из-за организации съемок может попросить ночью создать дневной свет в интерьере или, наоборот, днем создать ощущение ночи. Свет является мощным средством выразительности, он очень важен в фильме.

Осветитель

Раньше световое оборудование было очень громоздким, весило многие килограммы, и чтобы его ставить по схеме, которую придумали гафер с оператором-постановщиком, нужно было очень много людей — осветителей. Сейчас световое оборудование становится все легче и компактнее, но все равно нужна специальная техническая группа, которая будет реализовывать световую художественную идею. В зависимости от сложности локации нужно разное количество осветителей. Например, съемка ночью в большом закрытом бассейне, общий план — весь бассейн виден в кадре. Бассейн находится не на первом этаже. Чтобы обеспечить такую съемку светом, скорее всего, вам понадобится скайлифт — это машина с краном, на который устанавливается световой прибор большой мощности, после чего кран поднимается до нужной высоты. Группа осветителей связывается друг с другом по рации, и происходит координация: «Выше, ниже, правее». Для съемки такого типа требуется большее количество осветителей и света, чем для дневной съемки в квартире.

Дольщик

Слово «дольщик» произошло от названия операторской тележки «Долли» (англ. dolly). При съемке фильма в зависимости от поставленных задач требуется разное движение камеры. Здесь приходит на помощь всевозможная техника — кран-стрелка, рельсы и т. д. Человек, который выкладывает рельсы и двигает по ним тележку, на которой стоит камера и сидит оператор-постановщик, называется дольщик. Искусство этого специалиста заключается в том, чтобы двигать тележку с нужной скоростью — быстро, медленно, очень медленно, с ускорением и без «дрыжков», то есть ровно и плавно.

Также к операторскому департаменту относится механик крана (имеется в виду кран-стрелка) — он монтирует кран, устанавливает на него камеру, осуществляет необходимое движение крана.

Иногда оператор-постановщик берет себе в команду второго оператора. Чаще всего второй оператор на вторую камеру снимает какие-то небольшие детали, которые могут понадобиться режиссеру на монтаже. Если сцена снимается с двух или нескольких камер, второй оператор управляет одной из них.

Плейбекер

Это человек, который подключает операторский и режиссерский плейбек — монитор, на котором съемочная группа может видеть, что происходит в кадре. Плейбекер подключает мониторы, следит за тем, чтобы они работали, и справляется с техническими сложностями, связанными с этим.

Логер

Это специалист, который отвечает за сбрасывание отснятого материала с карт, которые находятся в камере, на жесткие диски прямо на площадке. Это всегда очень ответственный, внимательный человек, ведь ему доверяют самое ценное — отснятый материал.

Таким образом, в зависимости от сложности проекта операторский департамент может насчитывать разное количество людей. Иногда некоторые должности совмещают (например, механик камеры одновременно может быть и фокус-пуллером). Как правило, если в операторской группе несколько специалистов, подготовка к съемкам проходит быстрее. Пять человек поставят свет быстрее, чем два человека. Однако, разумеется, руководить большим количеством людей сложнее, чем малой группой.

Режиссер, художник-постановщик, второй режиссер

Студия WinterFilm