На Кинотавре было много классных и интересных фильмов, но я хотела бы выделить пять, которые мне особенно понравились, потому что в моем понимании они самые авторские. Раньше я думала, что на Кинотавре показывают только зрительские фильмы, но оказалось, что это не так. В этом году было много фильмов, которые нельзя отнести к какому-то жанру и даже назвать зрительскими. И меня как любителя артхауса это очень радует. Фильмы, которые я приведу ниже, объединяет документальная составляющая, которая в разной степени и виде присутствует в каждом из них: у кого-то играют неактеры, у кого-то актер существует в документальной среде, у кого-то просто смесь из игровых и документальных элементов. В каждом из них есть ощущение жизни, которое, как по мне, обуславливается именно документальной составляющей.
Фильм “Педофил”, режиссер Вера Пирогова
На территорию покинутого завода забираются подростки. Их замечает охранник, но ему удается поймать только 13-летнюю девочку. В ожидании начальства девочка и охранник проводят вместе время, постепенно начиная чувствовать симпатию друг к другу.
Этот фильм я видела во второй раз, первый – на защите дипломов в Московской школе нового кино. Мне он очень нравится, потому что там удивительно натуральное и органичное существование актеров, которые как раз не актеры. Очень точный кастинг, обалденные локации, крутая работа художника и оператора.
Самая интересная история была с названием. Сначала его воспринимали как шуточное, иногда в особых случаях оно заменялось на «охранник», когда надо было например договориться о локации. И меня все постоянно спрашивали, останется ли оно или нет? Но на съемках мы поняли, что название является неотъемлемой частью этого фильма. Если фильм называется «Педофил» то сразу понятно, чего в нем не должно быть.
Вера Пирогова
Родилась в Москве. Окончила биологический факультет МГУ, училась на Курсах подготовки специалистов на “Мосфильме”, затем поступила в режиссерско-операторскую лабораторию Фреда Келемена в МШНК. В 2019 сняла документальную короткометражную ленту “Завод”. “Педофил” – дипломная работа.
Фильм получился таким, каким задумывался. Конечно, возникали перестановки, был досъем. Самая интересная история произошла с названием. Сначала его воспринимали как шуточное, и все очень боялись его произносить, иногда в особых случаях оно заменялось на «Охранник», когда надо было, например, договориться о локации. И меня все постоянно спрашивали, останется оно или нет. Но на съемках мы поняли, что название является неотъемлемой частью этого фильма. Если он называется «Педофил», то сразу понятно, чего в нем не должно быть. Возвращаясь к вопросу о задумке и воплощении, я хотела бы добавить, что на монтаже некоторые сцены нам пришлось полностью вырезать. Думаю, это связано с желанием попробовать на площадке все. Это был мой первый фильм, и когда возникала новая идея, она сразу пускалась в ход. Сейчас я считаю, что это очень важно — уметь отметать лишние идеи и предложения, которые не двигают твой фильм.
Фильм “Ортино Урочище”, режиссер Антон Ермолин
Русский Север. Место древней силы, традиций и обрядов. Здесь песня неотрывно сопровождает человека на протяжении всей жизни: от смертных колыбельных-обманок и рекрутских напевов до свадебных мотивов и поминального плача – помогая прожить боль, разделить радость и осмыслить бытие.
Фильм состоит из новелл, поставленных по рассказам писателя Дениса Осокина. Последняя новелла поставлена по собственному сценарию, в ней же Антон снялся сам. Урочище – часть местности, которая отличается от других и может служить местом встречи, в его фильме это дерево в поле. Антон из республики Коми, и фильм у него с атмосферой русского Севера. Там тоже есть элементы дока, но главное – это течение времени, обволакивающее, кинематографичное.
“Клюквенное лето знакомо только жителю севера — даже пожалуй только маленькому жителю. Клюквенное лето наступает внутри — когда снаружи ждать его уже не приходится.” Д. Осокин
Примерно таким же образом родился этот фильм. Бабушка мне рассказывала истории, как жили наши предки. Я представлял себе совершенно что-то непохожее на бабушкины истории, но что-то теплое и похожее на то, что запечатлела наша камера . Когда уезжаешь далеко от родины, начинают неосознанно всплывать какие-то вещи из прошлого. Наяву и во сне. Я думаю, что этот фильм экранизация тех ощущений и фантазий по поводу бабушкиных историй. А литературным источником стал прекрасный Денис Осокин. Гениальный писатель.
Антон Ермолин
Родился в 1995 году в поселке Сельхозтехника Усть-Цилемского района Республики Коми. В 2016 поступил во ВГИК в экспериментальную мастерскую Алексея Учителя.
Получилось не все, что планировалось. И это, на мой взгляд, прекрасно. Хотя, наверное, это не очень профессионально. Многие вещи придумывались прямо на съемках. Скорее всего, это получилось таким образом. У нас с оператором было одно представление, но, приехав на съемки, мы как актеры «примерили костюмы» и немного по-новому увидели эту историю.
Фильм “Kljaksy”, режиссер Дмитрий Новиков
Он ревнует ее к своему другу, который зовет ее на репетиции своей группы. Она никого не выбирала, но кажется, что они сделали это за нее.
Фильм про молодежь, там очень фактурные лица, атмосфера, обалденный диалог в конце и сцена с музыкальным выступлением. Весь фильм Дима сделал полностью сам: снял, смонтировал, сделал постпродакшн.
Фильм получился таким, каким я его предчувствовал. Делая все этапы производства фильма самостоятельно, я просто помог ему появиться на свет. Конечно же, этого бы не произошло без актеров, согласившихся в нем сняться.
Дмитрий Новиков
Режиссер, оператор, монтажер. Родился в 1994 году в Санкт-Петербурге. В 2015 получил образование социолога. Занимаясь самообразованием в области кино, начал работать режиссером монтажа и колористом в коммерческой сфере. В 2019 поступил в режиссерскую мастерскую СпбШНК.
Фильм “Праздник”, режиссер Наталия Кончаловская
Один день из жизни девушки, которая бродит по городу на 9-е мая и не может найти себе места. Очень классное существование актрисы, такое точное и тонкое, офигенная атмосфера, есть в этом фильме что-то французское.
Фильм был снят очень спонтанно, в духе эксперимента. Единственное, что я знала, — это то, что мне хочется передать ощущение одиночества и потерянности на фоне городского праздника, и это, как мне кажется, удалось.
Наталия Кончаловская
Режиссер. Выросла в Москве, училась во Франции. Окончила высшую школу Сьянс По (Sciences Po) по специальности “политические науки и коммуникации” и Сорбонну (киноискусство: эстетика и практика). Сняла несколько короткометражных фильмов, снимает рекламу. В настоящее время готовит свой дебютный полный метр “Первый снег”.
Фильм “Лови момент”, режиссер Алексей Сизов
Бывает так, что люди, разделенные почти веком, живут по одним часам. Даниил Хармс и студенты Центра помощи людям с расстройством аутистического спектра “Антон тут рядом” оказались неожиданно близки. Студенты разыграли его истории. Чтобы попасть в Хармса, им не пришлось никого играть: что-то неуловимо хармсовское присутствует в каждом их движении, взгляде, слове. Время похоже на бусы: каждая секунда – это неповторимый камушек на нитке жизни. И есть люди, в чьих руках бусы рассыпаются и превращаются в чудо.
Алексей работает психологом в центре поддержки людей с расстройствами аутистического спектра и ведет там киноклуб. И он снял подопечных фонда в сценах, поставленных по рассказам Хармса. Это самое крутое, настоящее и органичное существование в кадре. Они невероятно достоверно передали атмосферу, этот фильм хочется смотреть по несколько раз.
Алексей Сизов
Режиссер. Родился в Рыбинске. учился на высших режиссерских курсах при СПбГУКиТ в мастерской С.М. Овчарова. Работал журналистом на телевидении, снимал документальное кино (“Отражение”, “У Бога в огороде”, “В пределах логичного”, “Нашествие необычного”). С центром “Антон тут рядом” познакомился, работая тьютором. На сегодняшний день совмещает работу режиссера и психолога.
Фильм получился. Всегда можно представлять, что его можно было сделать лучше, но это был бы уже совсем другой фильм. Честно, когда я начинал работать над этой картиной, вообще ничего не задумывал. Кино — это всегда смесь непредсказуемой реальности, особенно если это ребята с РАС, которые играют Хармса. Во время съемок постоянно было ощущение, что сам Санкт-Петербург, воздух его дворов направляют действие, камеру, ребят. Мы просто поймали момент, в который ничего не произошло.