https://winterfilm.ru/wp-content/uploads/2019/01/blogheader-29.jpg

Как снимали фильм «Идеальное поведение»

Фильм появился случайно и незапланированно. Изначально это должно было быть просто исследование для сценария к игровому полному метру. Я посмотрела фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники» и очень впечатлилась отношениями главных героев. У меня возникла мысль – что если снять фильм про идеальную пару, где каждый будет относиться к другому лучше, чем к себе? Появилась идея фильма, где оба персонажа будут максимально положительными. Но возникла проблема – я не знала, как это выглядит. Какие сцены писать идеальным людям? Как вообще выглядят люди без пороков и плохих привычек? Поняла, что нужно брать это из жизни, а скорее даже моделировать.

Я видела социологический эксперимент, где людям предлагалось провести сутки в изоляции без телефона, Интернета и любой связи с миром. Там принимали участие несколько человек, и каждый вел себя по-разному: кому-то сразу стало плохо, и он вышел из игры через два часа, кто-то продержался дольше, кто-то очень страдал и испытывал панические атаки, кто-то спокойно занимался своими делами. Все происходящее комментировали приглашенные психологи.

По такому же принципу хотелось поставить эксперимент и мне: заставить людей быть идеальными какое-то время и посмотреть, как это будет выглядеть и чем кончится. Дать им установку, что они не могут ссориться, высказывать претензии друг другу, требовать что-то, даже просить. Должны будут заботиться о другом больше, чем о себе. Также хотелось поместить их в не самые комфортные условия, где им нужно было бы топить печь, носить воду, колоть дрова, заниматься непривычным физическим трудом и не употреблять алкоголь. В идеале это должна была бы быть молодая пара из Москвы с проблемами в отношениях.

Что касается технической части, хотелось снять дом в деревне, оснастить его кучей скрытых камер и микрофонами, поставить мониторы в соседнем доме и сидеть смотреть. Но это слишком дорого, поэтому пришлось отталкиваться от реальных возможностей: снять простой дом, жить всем вместе в одной комнате и снимать самой на одну камеру и микрофон-пушку.

В итоге из этой затеи получился фильм. Находиться внутри оказалось очень интересно, всё происходило прямо на моих глазах. У меня также происходили и свои процессы, я была таким же участником эксперимента, как и они, только с другими задачами. Каждый день я записывала на камеру ощущения Артура и Лейли, а свои – в блокнот.

Мне особенно нравится в документальном кино то, что реальность всегда вмешивается и всегда оказывается круче любых придумок и представлений. Мы сняли дом в деревне под Великим Новгородом и сразу же познакомились с персонажами, которые стали частью фильма. Один из них появляется несколько раз, став отдельным героем. До этого я думала, что мы будем в изоляции, но на деле это оказалось невозможно: люди в деревне сами подходят знакомиться, там все проще. В многомиллионной Москве оказаться в изоляции в сто раз легче, чем в маленькой деревне. Но как раз это очень мне понравилось, поэтому мы даже специально пошли в гости к нашему герою, который жил на отшибе  и мог днями не выходить из дома. Эксперимент медленно превращался в документальный фильм, в котором появился новый слой: взаимоотношения городских хипстеров с деревенскими жителями.

Что касается изначальной задумки с полным метром про идеальных людей, я поняла, что смотреть на таких очень скучно, если только местами не проявляются шероховатости. Иначе они выглядят картонными, плоскими, ненастоящими. Мне очень понравился этот опыт. Если бы мне пришлось еще раз сделать то же самое, я бы поменяла срок на более длительный. Все же шесть дней – это смехотворно мало. Сейчас бы я поехала минимум на месяц. Также можно  сделать условия пожестче: запретить не только алкоголь, но и сигареты, даже сладкое, установить жесткую диету, сделать более строгим расписание, добавить работы. То есть создать условия, более приближенные к армейским. Герои сами в конце сказали, что думали– будет сложнее.

Сценарист и режиссер

Студия WinterFilm