https://winterfilm.ru/wp-content/uploads/2019/01/blogheader-29.jpg

Как записать самопробу

Самопробы – это пробы, которые актер делает сам. Первичный кастинг, который сильно экономит время кастинг-директорам и режиссерам. Актеру присылают часть сценария с монологом или диалогом, описание персонажа и, возможно, какое-то ТЗ, как это должно быть сделано. Где-то информации меньше, где-то больше, но в любом случае на самопробах актер – сам себе режиссер, нет никого, кто скажет, как надо делать. Это значит, что все, что он не понимает в сценарии или персонаже – он должен придумать сам. Многие это не любят, но очень зря. Это шанс сделать персонажа под себя и самому себя раскрыть.

Самое главное в самопробе – максимально раскрыть себя и сопоставить этого себя с персонажем с помощью текста. Если в описании написано «монолог уставшего от жизни военного, от которого вчера ушла жена», это не значит, что нужно надевать костюм военного, садиться с бутылкой водки на балконе и говорить текст так, как его сказал бы абстрактный уставший военный. Это значит, что нужно вспомнить свой опыт расставания и разочарования (если конкретно с партнером не было, можно вспомнить другого человека, главное – докопаться до похожего ощущения) и, выучив текст, сказать его от себя. Можно при этом быть в майке на фоне холодильника, это неважно. Важно – органично сказать текст. Описание персонажа нужно для того, чтобы понять текст. Нужно понять, о чем монолог, и информация о том, кто именно его произносит и кому, помогает разобраться. Если этой информации нет, а есть только текст и имя персонажа, значит, нужно придумать. Несколько раз прочесть текст, понять, что в нем главное, где противоречия (обычно, в этих местах внутренний конфликт), какой посыл и эмоцию он несет и наложить все это на себя. Если актер говорит монолог так, будто это его личная история, значит, текст звучит органично, значит, актер сделал персонажа, и это можно отправлять.

Это почти то же самое, что видеовизитка, только в самопробе актер рассказывает не про себя, а про персонажа. Иногда по описанию персонаж может не подходить актеру по физическим характеристикам. Например, худому высокому актеру присылают текст маленького полного персонажа. Это значит, что характеристика персонажа – пока формальная. Ее написал сценарист, но режиссер не уверен, что персонаж должен быть таким. Или написали так, но это не принципиально, и если найдется классный актер с противоположными чертами, то персонажа будут готовы менять под него. Часто то, что написано про персонажа – шаблон или набросок, и именно актер из этого шаблона делает что-то реальное, объемное.

Луи Си Кей искал актрису на роль жены главного героя в своем сериале «Луи» и взял чернокожую актрису, хотя по сценарию героиня должна быть белой, так как у нее две белые дочки. Он взял эту актрису потому, что она произвела на него впечатление, попав в образ жены. Ее характер перевесил даже такую важную характеристику как цвет кожи. Она настолько ему понравилась, что оказалось проще поменять сценарий и обыграть эту несостыковку с темнокожей мамой белокожих детей, чем найти белую актрису с нужным нервом.

Если в самопробе диалог, то лучше найти партнера, чтобы он подавал реплики, иначе будет сложно играть. Диалог тоже нужно разбирать по смыслу, чтобы он не звучал пустыми словами. Если с разбором совсем тяжело – нужно найти человека, который сможет в этом помочь. Любой разбор (даже неправильный) лучше никакого. Никакой – это пустота.

Что касается технических характеристик, то желательно записывать горизонтальное видео в не самом плохом качестве и с хорошим звуком. Если звук плохой (слишком тихо слышно голос/ сильный шум на фоне/ помехи), то это сразу отключает зрителя от видео, как бы он ни хотел его досмотреть. Само видео можно снять хоть на телефон, если у него более-менее нормальная камера.

Хорошо, если актер может сам разобрать текст, сам себя снять, сам себя срежиссировать, но если он всего этого не может – нужно искать тех, кто сможет. Можно зайти в группы киношкол и поискать там студентов-режиссеров и операторов, которым будет интересно помочь.

Сценарист и режиссер

Студия WinterFilm