Производство кино выглядит примерно так: смены по 12–14 часов, работа 5–6 дней в неделю при любых погодных условиях. Есть много людей, без которых съемки фильма было бы попросту невозможны. Один из них – помощник режиссера.
Помощник режиссера – это незаметный супергерой на площадке. Круг его обязанностей на деле всегда гораздо шире, чем описанный в официальной должностной инструкции.
Главной задачей помрежа является работа с хлопушкой. Она необходима, чтобы на постпродакшене монтажер и звукорежиссер могли свести звук и изображение (в кино аудиодорожка и видео записываются отдельно). Также помощник режиссера должен вести монтажные листы, которые помогут при монтаже фильма быстрее ориентироваться в материале, находить удачный дубль.
Монтажные листы каждого проекта выглядят по-разному. В первую очередь режиссер монтажа решает, какая информация может понадобиться. Всегда указывается номер сцены и кадра и дубль, частота кадров – параметр, который очень важен для монтажа звука в дальнейшем. Здесь же фиксируется прочая техническая информация, в которой помреж должен разбираться. Все это заносится в заранее приготовленные и напечатанные монтажные листы. Нужно успеть записать комментарии режиссера, оператора и звукорежиссера. Они могут указать на брак: герой вне фокуса, шумы в петличке – не слышим героя, за окном проехала машина, актер забыл свою реплику, и т. п. Режиссер всегда говорит, какой дубль получился удачным, и именно этот дубль войдет потом в монтаж. Обязательно документируется хронометраж кадра, а это значит, что у помрежа должен быть наготове секундомер.
Собираясь на площадку, помреж кладет в поясную сумку самые разные предметы: хлопушку, маркеры и губку для хлопушки, заряженный телефон с секундомером, пауэрбанк, ручку, монтажные листы, тейп, небольшой блокнот. Совет – всегда носить с собой нитку с иголкой, ножницы и пластырь. Эти вещи могут понадобиться в самый неожиданный момент, и будет хорошо, если они окажутся у вас при себе.
Помреж обязан всегда находиться рядом с режиссером и вторым режиссером и держать в поле своего зрения оператора.
Профессия предполагает, что никто никогда не должен ждать тебя, ты все время в готовности: помнишь номер сцены и кадра, видишь, какую оптику ставит механик камеры, знаешь, со скольких камер будет происходить съемка. Как только помреж понимает, что оператор и режиссер готовы к съемке, он должен оказаться в кадре и в зависимости от того, какая оптика стоит на камере, встать так, чтобы хлопушку было видно. Если съемка ведется с двух и более камер, хлопушку должно быть видно в обоих кадрах, либо, если это невозможно, помреж должен быстро хлопнуть для одной камеры, мгновенно переместиться, хлопнуть во вторую камеру и так же мгновенно испариться, чтобы его не было видно и слышно.
В ассистенте режиссера, как правило, ценятся такие качества, как исполнительность, внимательность, скорость исчезновения из кадра, незаметность (настоящие профи умеют никому не мешать) и выносливость.
Помреж не должен пугаться просьб принести-подать, ведь именно он заботится о режиссере и приносит ему кофе с утра, а во время смены догадывается, что режиссер снова забыл подумать о том, ел он уже или нет, и подсовывает под руку быстрый перекус.
Никогда нельзя предугадать, какая задача тебе выпадет сегодня. Нужно быть готовым к тому, что, пока готовят следующий кадр, тебя отправят срочно съездить в рентал привезти дыммашину, доставить клей из строительного гипермаркета и ленточки из магазина тканей. А может, ты два часа будешь лежать на полу как статист, чтобы операторская группа поставила по тебе свет, прежде чем звать актера.
В России помощник режиссера относится к режиссерскому департаменту. Иногда это становится проблемой: на съемках все постоянно спешат, и оператор начинает негодовать, что приходится ждать, пока помреж ему хлопнет. В Европе хлопушка чаще всего включается в операторский департамент. Разница вроде бы несущественная, но во втором случае операторы с куда большим вниманием относятся к хлопушке.
Путь в индустрии кино для многих людей начинается с профессии помощника режиссера. Они – незаменимые профессионалы, которые не только виртуозно выполняют свои обязанности, но и создают на площадке доброжелательную атмосферу.