https://winterfilm.ru/wp-content/uploads/2019/01/blogheader-29.jpg

Что делает художник-постановщик и его команда

Художественный департамент — это коллектив, состоящий из нескольких художников и их подчиненных вместе с оператором-постановщиком, отвечающий за визуальный стиль будущего фильма и наполнение пространства каждого кадра.

Художник-постановщик

Круг обязанностей художника-постановщика — подбор реквизита, создание декораций, продумывание их расположения в каждой конкретной локации, сцене и кадре — создание мира героев, в котором будут разворачиваться события. Но главная задача — передать необходимую атмосферу, настроение, чувства — трагедию, счастье. Всего этого можно добиться при помощи визуальных средств кино — цвета, света, ритма, композиции. Считается, что этому невозможно научиться, однако чувствительность в человеке можно развить.

Художник относится к творческой группе, в которую также входят режиссер, оператор-постановщик и звукорежиссер. Все эти люди начинают свою работу до начала съемок, во время подготовительного периода, когда разрабатывается визуальный стиль фильма. Художник рисует эскизы, создает коллажи и альбомы с референсами (референс — пример, вспомогательное изображение, картина или кадры из других фильмов), с помощью которых вся творческая группа приходит к общим решениям. Затем целая команда под руководством художника-постановщика подбирает реквизит, закупает необходимые краски, находит нужную мебель и то, что невозможно найти.

Хороша та работа художника, которая не выпирает — зритель ее не замечает, но при этом, когда смотрит фильм, доверяет увиденному. Особенно это важно в реалистичных картинах — подробно прорабатывается весь предметный мир, мельчайшие детали подбираются в небрежные, неприглаженные композиции — это называется «добавить жизнь и фактуру в кадр». Художник должен соответствовать бытовой правде, через интерьер передавая характер героя (скажем, ваша комната отличается от комнаты вашего друга и многое говорит о вас).

Это сложный, кропотливый труд, когда художник-постановщик должен многое подмечать в реальной жизни и эстетически перерабатывать впечатления, чтобы это соответствовало драматургии фильма. Художник-постановщик следит за всем и в один нужный момент прольет молоко на стол, в другой — затемнит комнату, создав тревогу или уют, или все, наоборот, будет стерильно-белое. Конечно, есть фильмы, где выпирающая работа художника-постановщика — это авторское решение, стиль режиссера. Таковы, например, фильмы Уэса Андерсона или Питера Гринуэя. Каждый кадр фильмов этих авторов — это отдельная картина, выполненная в своей, очень яркой и узнаваемой стилистике, переходящей из фильма в фильм.

В случае фильма «Фаворитка» режиссера Йоргоса Лантимоса художница-постановщица Фиона Кромби создавала новый художественный образ эпохи правления королевы Анны. Она не сделала ничего привычного, а показала свое собственное прочтение, дала жизнь новой кинематографической условности, которая существует только в этом конкретном фильме. Ей пришлось достраивать декорации в реальных замках, а не строить их с нуля в павильоне, что, во-первых, было бы катастрофически дороже, а во-вторых, обладало бы куда меньшей достоверностью, столь необходимой режиссеру. Характер изображения, созданный Фионой в команде с оператором-постановщиком и режиссером, настолько же извращенный, как и все те интриги и характеры, которые мы наблюдаем в фильме.

Известный факт: в фильме «Красная пустыня» режиссер Микеланджело Антониони для характеристики эмоционального состояния главной героини использовал цвет — «собираюсь не слепо копировать цвета реальности, а создавать их по своей воле». Для этих целей съёмочная группа во главе с Антониони и художниками Пьеро Полетто и Джитт Магрини перекрашивала траву и деревья в нарочито серые или белёсые тона.

Всплески полового влечения обозначены вторжением различных оттенков красного, жёлтый цвет — это ядовитый дым фабричных труб и флаг на пораженном болезнью корабле. Стены гостиничного номера меняют цвет прямо во время фильма в зависимости от изменения состояния героя.

Чтобы добиться именно того эффекта, который необходим в фильме, уходит очень много времени и волевых усилий всего художественного департамента.

Никогда заранее не известно, что послужит образом фильма, и для каждой картины художник-постановщик начинает свою работу с нуля.

Художница-постановщица Екатерина Щеглова — про создание своего образа в фильме «Ученик» режиссера Кирилла Серебренникова: «В каждом моем фильме есть главная фактура, рассказывающая многое про героев и место действия. В «Ученике» это были серые поверхности. Фоны такого цвета стали воплощением внутреннего ощущения, возникшего у меня от чтения сценария».

Художник по костюмам

Отдельный человек в художественном департаменте отвечает за костюмы. Художник по костюмам подчиняется художнику-постановщику и вместе с ним соответственно общему цветовому решению фильма вырабатывает свое собственное видение костюмов.

Костюм, так же как и все прочее, работает на настроение, стиль ленты, характер персонажа.

В фильме «Дни жатвы» режиссера Терренса Малика действие происходит на сборе урожая, и, стремясь к максимальной реалистичности, художница по костюмам Патриция Норрис сшила костюмы, используя ношеную одежду и старые ткани.

При работе над картиной «Холодный фронт», режиссер Роман Волобуев, художница решила, что главная героиня должна ходить в шубе (ключевая деталь). «По сценарию у нее было что-то вроде косухи. <…> Я поняла: если героиня — чудовище, у нее должна быть шуба. Она же зверек!»

Художник по гриму

Каждый актер, которого вы видите в кадре фильма, проходит через руки художника по гриму. Даже если никакой макияж не требуется, чтобы кожа героя не блестела в камере, на его лицо все равно наносится пудра. Макияж, слезы, пот — вот работа художника по гриму. Есть специальный макияж: шрамы, ожоги, рвота, пена изо рта в сцене с эпилептическим припадком — все это может создать именно такой художник.

Грим также работает на общий образ персонажа: чистые у него руки или он неряшлив и нужна грязь под ногтями? Или требуется создать запоминающийся шрам, который каким-то образом характеризует героя, ведь каждый шрам — это отдельная история…

Еще в группу художника-постановщика входят художники-декораторы, бутафоры (бутафорская еда, части тела и т. п.), реквизиторы. Иногда художник-декоратор сам выполняет многие функции — строит декорации, подбирает костюмы и ищет реквизит. Но все-таки у этих задач совсем разная специфика работы.

Именно детали делают кадры живыми. На кухне вашего героя какого цвета занавески? Какими пепельницами пользовались в Ленинграде 1970-х и где их сейчас найти — или их нужно сделать самим? Уличные вывески Ленинграда той поры совсем другие, нежели сейчас, с этим тоже необходимо что-то решать — все это вотчина такой группы.

Помимо изобразительного навыка художник-постановщик должен обладать знаниями в области изобразительного искусства, литературы и кинематографа, представлять себе материальную культуру разных эпох и иметь желание это изучать (очень часто на первом этапе работы над фильмом постановщик проводит много времени в архивах, копаясь в архивных документах). Так же как и все члены съемочной группы, художники должны обладать физической выносливостью: длинные смены с переработками, самые разные погодные условия, экспедиции — все это часть работы в кино.

Режиссер, художник-постановщик, второй режиссер

Студия WinterFilm